ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ СМОТРИ ТЕСТЫ:
Т3 В1
Т3 В2
Т3 В3
Т3 В4
Т3 В5
В соответствии с элементной базой и уровнем развития программных средств выделяют четыре реальных поколения ЭВМ, краткая характеристика которых приведена в таблице:
Параметры сравнения |
Поколения ЭВМ |
первое |
второе |
третье |
четвертое |
Период времени |
1946 - 1959 |
1960 - 1969 |
1970 - 1979 |
с 1980 г. |
Элементная база (для УУ, АЛУ) |
Электронные (или электрические) лампы |
Полупроводники (транзисторы) |
Интегральные схемы |
Большие интегральные схемы (БИС) |
Основной тип ЭВМ |
Большие |
Малые (мини) |
Микро |
Основные устройства ввода |
Пульт, перфокарточный, перфоленточный ввод |
Добавился алфавитно-цифровой дисплей, клавиатура |
Алфавитно-цифровой дисплей, клавиатура |
Цветной графический дисплей, сканер, клавиатура |
Основные устройства вывода |
Алфавитно-цифровое печатающее устройство (АЦПУ), перфоленточный вывод |
Графопостроитель, принтер |
Внешняя память |
Магнитные ленты, барабаны, перфоленты, перфокарты |
Добавился магнитный диск |
Перфоленты, магнитный диск |
Магнитные и оптические диски |
Ключевые решения в ПО |
Универсальные языки программирования, трансляторы |
Пакетные операционные системы, оптимизирующие трансляторы |
Интерактивные операционные системы, структурированные языки программирования |
Дружественность ПО, сетевые операционные системы |
Режим работы ЭВМ |
Однопрограммный |
Пакетный |
Разделения времени |
Персональная работа и сетевая обработка данных |
Цель использования ЭВМ |
Научно-технические расчеты |
Технические и экономические расчеты |
Управление и экономические расчеты |
Телекоммуникации, информационное обслуживание |
Эволюция использования компьютеров. Проект ЭВМ пятого поколения
Рассмотренная технология проектирования программ реализует последовательное преобразование целого ряда сигналов, т.е. их кодирование:

Эта схема имеет два недостатка:
- процесс подготовки задачи к решению на ЭВМ несоизмеримо продолжительнее самого решения: многие месяцы подготовки задачи несопоставимы с несколькими минутами ее решения компьютером;
- цепочка «заказчик – ЭВМ» работает в общем случае как неисправный телефон в силу того, что в процессе общения участники этой цепочки используют несколько языков (естественный, математический, язык графических символов, язык программирования и т.д.), часть из которых неоднозначна по смыслу высказываний. Из-за этого результаты решения задачи требуется согласовывать с заказчиком и, возможно, вносить в программу изменения. Это также удлиняет процесс подготовки программного продукта.
Таким образом, продолжительность подготовки задачи к ее автоматизированному решению - одна из причин совершенствования традиционной технологии этой процедуры.
Вторая причина связана с объективной эволюцией использования компьютеров, которая показана в таблице:
Параметр |
Эволюция использования компьютеров |
50-е г.г. |
60-е г.г. |
70-е г.г. |
80-е г.г. |
с 90-х г.г. 20-го века |
Критерий
эффективности использования ЭВМ |
Машинные ресурсы |
Машинные ресурсы |
Человеческие ресурсы: трудоемкость разработки и сопровождения программ |
Трудоемкость формализации профессиональных знаний |
Полнота и скорость доступа к информации |
Расположение пользователя |
Машинный зал |
Отдельное помещение |
Терминальный зал |
Рабочий стол |
Произвольное мобильное |
Тип пользователя |
Инженер-
программист |
Профессиональный программист |
Программист -пользователь |
Пользователь с общей компьютерной подготовкой |
Слабо обученный пользователь
|
Тип диалога |
Работа за пультом |
Обмен перфоносителями и машинными программами |
Интерактивный (клавиатура и экран) |
Интерактивный по жесткому меню |
Интерактивный, графический
интерфейс |
Как видно из таблицы, компьютер «приближается» к конечному пользователю, который не является хорошо подготовленным в области общения с компьютером и испытывает значительные затруднения в решении своих прикладных задач с использованием компьютера. В этой связи возникает проблема организации нового типа взаимодействия конечного пользователя и компьютера. Эта проблематика получила выражение в проекте ЭВМ пятого поколения, который был опубликован в начале 80-х годов 20-го столетия в Японии.
Основная идея этого проекта – сделать общение конечного пользователя с компьютером максимально простым, подобным общению с любым бытовым прибором. Для решения поставленной задачи предлагались следующие направления:
- разработка простого интерфейса, позволяющего конечному пользователю вести диалог с компьютером для решения своих задач. Подобный интерфейс может быть организован двумя способами: естественно-языковым и графическим. Поддержка естественно-языкового диалога – очень сложная и не решенная пока задача. Реальным является создание графического интерфейса, что и сделано в ряде программных продуктов, например, в ОС Windows’xx. Этот интерфейс обладает наглядностью, не требует специальных знаний. Однако разработка доступных интерфейсов решает проблему только наполовину – позволяет конечному пользователю обращаться к заранее спроектированному программному обеспечению, не принимая участие в его разработке;
- привлечение конечного пользователя к проектированию программных продуктов. Это направление позволило бы включить заказчика непосредственно в процесс создания программ, что в конечном итоге сократило бы время разработки программных продуктов и, возможно, повысило бы их качество. Подобная технология связана с автоформализацией профессиональных знаний конечного пользователя и предполагает два этапа проектирования программных продуктов:
- программистом создается «пустая» универсальная программная оболочка, способная наполняться конкретными знаниями и с их использованием решать практические задачи. Например, эту оболочку можно было бы заполнить правилами составления квартальных и иных балансов предприятий, и тогда она могла бы решать задачи бухгалтерского учета. Либо можно было внести туда правила зачисления абитуриентов, которые изложены ранее и использованы в примерах. В этом случае мы бы получили программный продукт, аналогичный тому, что проектировали выше, и т.д.;
- конечный пользователь заполняет созданную программистом программную оболочку, вводя в нее знания, носителем которых (в некоторой предметной области) он является. Здесь может использоваться понятный интерфейс, который обсуждался выше. После этого программный продукт готов к эксплуатации.
Таким образом, предлагаемая в проекте ЭВМ пятого поколения технология подготовки прикладных задач к решению на компьютере включает два этапа и представлена на рисунке:

Программист
а) программист создает пустую программную оболочку;

Заказчик
б) заказчик (конечный пользователь) наполняет оболочку знаниями
Наполненная знаниями конечного пользователя программная оболочка готова к решению тех прикладных задач, правила решения которых внес в нее конечный пользователь. Таким образом, начинается эксплуатация программного продукта.
Предлагаемая технология имеет много серьезных проблем, связанных с представлением и манипулированием знаниями. Тем не менее, с ней связывают прорыв в области проектирования прикладных программных продуктов.